Работая с детьми, страдающими ДЦП, специалисты применяют разные технологии. Одна из наиболее доступных – сказкотерапия. Это эффективное коррекционное средство в работе с детишками, ведь все они любят сказки. Если правильно подойти к работе со сказкой, с ее помощью можно проводить разнообразные занятия по развитию детей с ДЦП и достигать положительных результатов.
Логопедическая работа с использованием сказкотерапевтических приемов ведется по определенной схеме.
- Задача первого этапа – подготовка ребенка к восприятию сказки. В это время демонстрируются и обыгрываются короткие сказочные сюжеты, которые сопровождаются речью.
- На втором этапе услуги логопеда направлены на то, чтобы малыш научился воспринимать несложные сказки. Для данного этапа работы подбираются произведения, в которых есть повторы (персонажи появляются поочередно). Для знакомства детей с театрализованной сказкой используются разные виды кукольного театра.
- Далее детей учат запоминать сказочный сюжет. Знакомство с произведением продолжается с помощью фланелеграфа, который позволяет использовать плоскостные изображения предметов.
- На четвертом этапе ребятишки учатся слушать и понимать сказку. Им показывают иллюстрации, отдельные фрагменты демонстрируются с помощью средств театра.
- Пятый – заключительный – этап посвящен драматизации сказки совместно с логопедом. Дети постепенно включаются в процесс обыгрывания сказочного сюжета, пробуя себя в разных ролях. Театрализованные игры могут строиться по-разному, их форма может меняться (это зависит от задач, которые ставит логопед). Лучше, если группа детей будет небольшой. Эффективны также индивидуальные игры.
Очень важно дать малышу ознакомиться с костюмами и куклами – потрогать, ощупать, рассмотреть. Когда малыш заинтересуется игрой, нужно начинать учить подражанию действиям логопеда. Пусть ребенок пробует повторить то, что делает взрослый, используя театральные куклы, а также изображения – объемные и на плоскости. Кроме этого, пусть кроха предпринимает попытки «войти в роль» — с помощью мимики, голоса, движений. Используя сказкотерапию при ДЦП следует учитывать, что у многих детей с ДЦП нарушены двигательные функции. В связи с этим нужно действовать совместно с ребенком. Это позволяет малышу ощутить характер движения и его темп, создать образ и сосредоточиться на нем. Если дети с ДЦП имеют постуральные расстройства, использование при проведении сказкотерапии ортезов (сидений и вертикализаторов) поможет детишкам с помощью взрослых принимать участие в действии. Сказкотерапия позволяет детям накопить словарный запас, который будет содействовать пониманию не только сказок, но и стихотворных произведений, арифметических задач и т.д.
Занятия также способствуют развитию временных и пространственных представлений. Кроме этого, правильно построенная работа со сказкой помогает детям с ДЦП расширять представления об окружающем мире. Содержание сказок разнообразно, оно является источником информации о человеческих отношениях, о законах взаимодействия с другими людьми – взрослыми и ровесниками. Сказкотерапия помогает гармонизации внутреннего мира малыша. Игровой сказочный сюжет благотворно влияет на личность ребенка, малыш начинает чувствовать себя раскованно и естественно, возрастает уровень доверия к педагогу. Кроме этого, сказкотерапия позволяет мягко активизировать компенсаторный процесс психических и речевых функций.
Подводя итог, можно сделать следующий вывод: такой действенный метод развития речи малыша с ДЦП, как сказкотерапия, занимает значимое место в арсенале средств, используемых в работе специалиста-логопеда.
Минск
+37529 569-63-01; +37529 349-44-38
Брест, Пинск
+37533 682-29-28
Закажите обратный звонок и мы Вам обязательно перезвоним!